Акафисты

Итак, что такое акафист? Акафист, или, в переводе с греческого, неседальная песнь — это жанр церковной гимнографии, который представляет собой благодарственно-хвалебное пение, адресованное Господу, Богоматери, ангелам или святым. Общее число когда-либо написанных акафистов на сегодняшний день стремится к двум тысячам.

По своему содержанию акафисты сближаются с жанром житий. Часто они составляются с опорой на житие того или иного святого, когда в тексте упоминается о совершенных чудесах и подвигах, которыми прославился святой. В плане поэтики акафисты близки к духовным стихам, имеют возвышенный, хвалебный характер.

Что такое искос и кондак?

Композиция всех акафистов едина. Они состоят из двадцати пяти песен: тринадцати икосов (строфы побольше) и двенадцати кондаков (строфы поменьше). Каждый икос можно условно разделить на две композиционные части: в первой заявляется некая тема, а затем следует набор из двенадцати славословий, начинающихся с «Радуйся», которые и составляют основной объем текста акафиста. Икос завершается хайретизмом (восклицанием) «Радуйся», а кондак — «Аллилуия».

Последний, тринадцатый кондак читается трижды, а затем снова повторяется первый икос и первый кондак. Для удобства читателей эти указания обычно приводятся как примечание.

Вообще, акафист принято относить, скорее, к частной, келейной молитве. В богослужебном уставе сказано лишь о чтении Акафиста Пресвятой Богородице в субботу пятой седмицы Великого поста. Больше особых уставных указаний, касающихся акафистов, нет. Однако во многих храмах они читаются постоянно.

История акафистов

Относительно других церковных жанров акафист представляет собой явление более позднее. Изначально (и на протяжении многих веков) словом «акафист» обозначался один-единственный текст — Акафист Пресвятой Богородице (иначе его именуют Великим Акафистом). Это произведение, написанное предположительно в VI веке (авторство достоверно не установлено), посвящено Божией Матери в благодарность за избавление Константинополя от вражеской осады.

Как уникальное произведение, Акафист Пресвятой Богородице назывался просто Акафистом. Однако позднее, на закате византийской эпохи, по структуре этого творения начали слагаться многочисленные тексты, которые также назывались акафистами. Так название одного произведения стало обозначением целого жанра с характерными признаками и чертами.

Постепенно описываемый нами жанр приобрел развитие в Греции (среди авторов известны патриархи Исидор I Бухирас и Филофей Коккин). Однако наибольшее распространение он получил в первую очередь в Русской Православной Церкви. Сначала появились переводные акафисты — Святителю Николаю Чудотворцу, Архангелу Михаилу, Иоанну Крестителю. Затем, после XVI века, начали создаваться первые оригинальные тексты. Однако до XVIII века их число было незначительным. С принятием русским монашеством практики исихазма акафисты стали постепенно входить в устав монастырей.

В XVIII веке жанр акафиста стал очень популярен на Юге и Западе России, тогда как в Московском государстве интерес к нему был не столь велик. Появились тексты, посвященные великим русским святым, отцам Церкви: Преподобному Сергию, святителям Димитрию Ростовскому и Алексию Московскому и другим.

Вторая половина XIX века — 10-е годы XX века стали периодом настоящего расцвета жанра. В 1901 году издается 157 оригинальных акафистов (вместе с этим духовной цензурой было отвергнуто более 300 вариантов, что говорит о большом творческом интересе). И каждый год это число росло. Стимулом к созданию новых текстов, видимо, стало установление святителя Иннокентия (Борисова) читать акафисты в церкви, ибо они очень благотворно влияли на прихожан.

XX век стал новой вехой развития жанра. Во время послереволюционных гонений к акафистам было обращено сугубое внимание в силу того, что читать их можно было без священника, келейно. А кроме этого, из-за небольшого объема их несложно было распространять: машинописные копии активно размножались.

Авторами текстов были представители совершенно разных слоев населения: духовные писатели (среди них были и женщины), преподаватели, священники, а также выдающиеся деятели Русской Церкви: патриарх Тихон (Беллавин), митрополит Трифон (Туркестанов), митрополит Вениамин (Федченков). В это время появились акафисты Божией Матери перед иконами «Всех скорбящих Радость» и «Казанская», преподобному Серафиму Саровскому, преподобным Александру Свирскому и Алексию, человеку Божию, великомученицам Екатерине и Параскеве и другие.

Новые акафисты

В последнее время, особенно после прославления целого сонма новомучеников, появляются все новые и новые тексты акафистов, зачастую созданные в новом стиле. Язык их постепенно приближается к современному русскому, описываемые реалии близки и знакомы. С развитием технологий произведения этого жанра издаются постоянно — как отдельно, так и в сборниках. Кроме того, все они находятся в открытом доступе в сети Интернет.

Некоторые священнослужители (например, Киприан (Керн)) довольно резко критикуют тенденцию массовизации жанра акафистов, упрекая авторов в снижении как художественного, так и богословского уровня текстов, ставят им в укор потакание «народному вкусу». Однако другие священники демократичность этого жанра считают его достоинством. Акафисты доступны, понятны большинству прихожан (в том числе благодаря осовремененной лексике), легко читаются, имеют оптимальный объем и распевную ритмическую структуру. Все это дает возможность широкому кругу людей соборно участвовать в пении духовного текста.

И действительно, сегодня акафисты представляют собой очень популярный духовный жанр и часто используются как на богослужениях, так и во время самостоятельной домашней молитвы.

Связаться с администрацией сайта

 

Вы можете отправить нам сообщение, воспользовавшись формой обратной связи. Или напишите письмо администратору сайта на электронный адрес administrator@svjatye-obitel.ru

Ваше имя (обязательно)

Ваш электронный адрес (обязательно)

Сообщение

×
Связаться с администрацией сайта

 

Вы можете отправить нам сообщение, воспользовавшись формой обратной связи. Или напишите письмо администратору сайта на электронный адрес administrator@svjatye-obitel.ru

Ваше имя (обязательно)

Ваш электронный адрес (обязательно)

Сообщение

×