Иконы Божией Матери

Иконография Божией Матери, или вся совокупность Ее изображений, удивительно обширна. В церковном календаре упоминается свыше 260 икон, а при более тщательном подсчете можно дойти и до 700.

Богородицу считают своей заступницей и предстательницей перед Богом многие страны и города, большинство из которых имеют собственный, отличный от других, образ своей небесной покровительницы: Казанская, Минская, Валаамская, Корсунская иконы и т. д. Кроме того, многие изображения Божией Матери связаны с определенными историческими и евангельскими событиями или иллюстрируют используемые в священных текстах эпитеты Девы Марии («Неувядаемый Цвет», «Нерушимая Стена»).

Особенности иконографии

Традиционно Божию Матерь изображают в длинной синей тунике и красном плате (мафории), украшенном тремя звездами. Звезды символизируют приснодевство Богородицы. По контуру плата идет кайма, являющаяся символом прославления Девы Марии (к примеру, на Донской иконе на кайме написан довольно разборчивый текст прославления).

Икона Божией Матери является отражением многих догматов христианской веры, а в особенности таинства Боговоплощения. Дева явилась сосудом, вместилищем Бога, где соединилась природа Божества и человека, и через это в мир пришло спасение.

Чаще всего Мария изображается вместе с Богомладенцем. Принципиальные акценты их взаимоположения на иконе стали основой для выделения нескольких иконографических типов.

Иконы Божией Матери: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосоритисса, Акафистные

  • Иконы Божией Матери Оранта

В переводе с греческого «Оранта» означает «Молящаяся». Дева Мария изображается в полный рост или по пояс с вознесенными к небу руками — в традиционном жесте заступнической молитвы. На уровне груди у Нее располагается своеобразный медальон или шар (символ Неба и одновременно материнского лона) с образом Бога Эммануила. Такой тип иконы получил в русской традиции название «Знамение». К нему относятся образы «Неупиваемая Чаша», «Знамение», Курская Коренная.

  • Иконы Божией Матери Одигитрия

В переводе с греческого — «Путеводительница». Смысловым центром здесь является Христос, основной мыслью — поклонение Ему как Богу. Мария держит Младенца Иисуса на руках и указывает на Него. Он же одной рукой благословляет Мать и через Нее всех людей, а во второй держит свиток (или книгу), символизирующий Благую Весть. К иконам данного типа относятся Тихвинская, Казанская, Иверская и многие другие.

  • Иконы Божией Матери Елеуса

«Елеуса» по-гречески означает «Милующая». Наиболее трогательный и нежный образ, где Мать и Сын прильнули друг к другу лицами, при этом Младенец обнимает Ее за шею. Здесь отражена не только полнота материнской любви к ребенку, но и устремление человеческой души к Богу. По типу Елеусы написаны Владимирская, Федоровская и другие иконы.

  • Иконы Божией Матери Панахранта

В переводе с греческого — «Всемилостивая», «Всецарица». Богородица изображается восседающей на троне с Младенцем на руках. Здесь подчеркивается Ее царское достоинство.

  • Иконы Божией Матери Агиосоритисса

Деисусная икона (от греческого «деисис» — прошение) — образ Девы Марии без Младенца. Входит в состав иконографических композиций, в центре которых — изображение Христа. Один из подвидов Агиосоритиссы в русской иконописи получил название Боголюбская — по имени князя Андрея Боголюбского.

  • Иконы Божией Матери Акафистные

Данный тип иконографии связан с гимнографией: иконы иллюстрируют эпитеты Божией Матери, употребленные в акафистах и иных духовных текстах. Наиболее известные — «Всех скорбящих Радость», «Неопалимая Купина» и другие. Кроме того, существует целый ряд икон, посвященных Богородичным праздникам.

История первых икон Божией Матери

В Церкви существует предание (утвердилось в IX веке), что первый рукотворный образ Богородицы был сделан Лукой Евангелистом. Существует даже иконографическое изображение: Дева Мария стоит перед апостолом, который пишет с Нее икону. По преданию, первый образ благословила Сама Дева Мария словами «благодать Моя с иконою сею да будет» (см.: Н. П. Кондаков). Данная икона была принесена в дар епископу Антиохийскому Феофилу, затем попала в Константинополь во Влахернский храм. На сегодняшний день кисти апостола Луки приписывается ряд икон Богородицы, среди них Владимирская, написанная (в соответствии с преданием) на доске стола, за которым разделяли трапезу члены Святого семейства.

Многие историки сомневаются в истинности этого предания, считая «первой иконой апостола Луки» словесное описание Богородицы, данное им в Евангелии (апостол Лука более других евангелистов уделил внимание образу Девы Марии). В научном сообществе первыми иконами, или, скорее, протоиконами Богородицы принято называть фрагменты катакомбной живописи II–IV веков. Иконы в полном смысле этого термина начали писать лишь после Эфесского собора (V век), во время которого установлено было почитание Богородицы.

По другому преданию, первая икона Божией Матери явлена была вблизи Иерусалима. Апостолы просили Деву Марию посетить новый храм в городе Лидде, чтобы освятить его Своим присутствием. Вернувшись, они обнаружили на стене храма нерукотворный образ.

Сегодня в каждом храме образ Пресвятой Богородицы является одним из центральных. Он изображается на иконах, на многочисленных фресках и мозаиках, украшающих стены соборов и церквей. В честь наиболее почитаемых образов Богородицы Церковью установлены отдельные дни празднования.

Иконы Божией Матери с фото, названиями и описанием:

Иверская >>
Связаться с администрацией сайта

 

Вы можете отправить нам сообщение, воспользовавшись формой обратной связи. Или напишите письмо администратору сайта на электронный адрес administrator@svjatye-obitel.ru

Ваше имя (обязательно)

Ваш электронный адрес (обязательно)

Сообщение

×
Связаться с администрацией сайта

 

Вы можете отправить нам сообщение, воспользовавшись формой обратной связи. Или напишите письмо администратору сайта на электронный адрес administrator@svjatye-obitel.ru

Ваше имя (обязательно)

Ваш электронный адрес (обязательно)

Сообщение

×