Священномученик Петр Канардов, пресвитер Московский

Свмч. Петр КанардовПодвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской мало раскрывается в обществе. Если люди невоцерковленные знают о святителе Николае Чудотворце и праведной Матроне Московской, то о целом сонме святых мучеников и исповедников, пострадавших в годы гонений на православную веру в XX веке, совсем не знают, для них это закрытая страница отечественной истории. А ведь новомученики исполнили слова Христовы: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5: 10, 11). Поэтому Русская Православная Церковь прилагает все усилия для того, чтобы люди узнали об исповедничестве целого сонма святых, просиявших на русской земле.

Одним из таких святых, не побоявшихся открыто исповедовать Христа и служить Ему даже до самой смерти, стал священномученик Петр Канардов.

Петр Канардов (другое написание фамилии — Конардов) родился в 1870 году в семье священника Иоанна Канардова в селе Троицкое Московской губернии. На данный момент известны два села с наименованием Троицкое, которые находятся на территории Московской области, и в каждом из этих сел есть храм. В нынешнем Чеховском районе церковь была построена в 1712 году, а в Мытищинском районе — в 1704 году. В будущем еще предстоит выяснить, в каком именно из сел родился будущий святой.

Это не единственный эпизод из жития священномученика Петра, который вызывает вопросы и требует дополнительной работы. Например, из жизнеописания мы знаем, что будущий пастырь окончил семинарию, но какую — ни в одном источнике не указано.

В семье был еще старший брат, псаломщик Иоанн Канардов, родившийся в 1869 году.

После окончания семинарии будущий исповедник женится на девице Анне Ивановне. В семье родилось двое чад: сын Иван и дочь Нина. Вскоре после женитьбы Петр становится диаконом, а затем — священником в храме Вознесения Господня на Гороховом поле (г. Москва). Совершая свое диаконское и иерейское служение в Вознесенской церкви, отец Петр проживал в одной из комнат церковно-приходского дома на территории прихода на втором этаже[1].

В кратком житии священномученика Петра, которое написал его внук Петр Иванович Канардов, читаем, что при жизни батюшка был человеком добрыми и веселым, а в некоторых ситуациях — смелым: «Отец Петр стоит на перроне вокзала и встречает поезд, на котором должны вернуться в Москву его супруга и дети. Поезд запаздывает уже на два с лишним часа. На перроне масса встречающих. И вдруг о. Петр громко, на весь перрон заявляет: «Что-то совсем плохо работает ведомство Лазаря Кагановича…»»

На Вознесенском приходе отец Петр прослужил до самого закрытия храма в 1933 году. После этого его переводят в храм Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановское Реутовского района. В связи с этим переводом в 6-м икосе акафиста священномученику Петру написаны следующие слова: «Возсиял еси во граде Реутове, всехвальный Петре, души верных озаряя и тьму безбожия разгоняя». Сейчас село Ивановское, находившееся рядом с городом Реутов, — один из московских спальных районов на окраине Восточного административного округа. В 1960-е годы около бывшего села проложили МКАД, тем самым разделив Ивановское и город Реутов.

В 1992 году настоятелем храма Вознесения Господня на Гороховом поле стал протоиерей Василий Голованов. Именно он восстановил поруганную церковь, а затем под его началом удалось найти в архивах документы, которые позволяют узнать об аресте отца Петра.

В Ивановской церкви святой долго не прослужил. 26 декабря 1936 года был выписан ордер в милиции г. Реутов Московской области на арест Канардова Петра Ивановича. В тот же день священника арестовали. Из анкеты арестованного выясняется, что пастырь жил в поселке Никольско-Архангельское на 2-й линии в доме № 37 (находится рядом с г. Реутов). В графе «Место службы и должность» написано «Псаломщик Ивановской церкви». Здесь закралась ошибка: возможно, для работников милиции «псаломщик» и «священник» — это один и тот же чин, поэтому и написали то, что было на слуху. В постановлении указано обвинение: «Будучи враждебно настроен… систематически ведет контрреволюционную фашистскую агитацию…» 8 января 1937 года исповедник был отправлен в Бутырскую тюрьму.

В последнем своем письме священномученик Петр писал: «Вчера получил письмо от о. Гавриила. Из него узнал, что «приятель мой» Николай Иванович умер, и 7 июля ему девятый день. Много зла он мне сделал. Он был одним из свидетелей у следователя, но Бог с ним, такова воля Божия. По крайней мере, я утешаюсь тем, что из-за меня никто не пострадал и никому я не принес вреда, даже самому главному виновнику моего несчастия, двуличному Ивановскому попу Казанскому. Может быть, мое назначение в Ивановское было по плану умершего Румянцева. Словом, я попал на провокацию»[2]. Если нам пока неизвестно, кто такие отец Гавриил и умерший Румянцев, который, по словам исповедника, свидетельствовал против него, то об упоминаемом «Ивановском попе Казанском» есть некоторые сведения.

Около Ивановской церкви можно встретить могилу, которая находится отдельно от остальных захоронений. Табличка на могильном кресте гласит, что под ним погребены протоиерей Феодор Иванович Казанский и мать его — Мария Казанская. Отец Феодор родился 19 апреля 1862 года. Вероятнее всего, на Ивановском приходе он был не просто клириком, а именно настоятелем. Скончался священник 22 марта 1950 года.

Житие священномученика Петра удивительно напоминает нам евангельские слова Христа о гонениях, которые читаются в день новомучеников и исповедников Церкви Русской: Предани же будете и родители и братиею и родом и други, и умертвят от вас: и будете ненавидими от всех имене моего ради… В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21: 16, 17, 19).

25 марта 1937 года отца Петра приговорили к пяти годам ссылки в Казахстан (станция Щербакты). Там священник оказался не один: вместе с ним в ссылку попали православные миряне, монашествующие и пастыри, которые вместе собирались на богослужения, совершавшиеся на дому.

Исповедник Христов пробыл в Щербактах недолго. 20 ноября 1937 года священника Петра Канардова арестовали по «Делу архиепископа Агапита (Борзаковского)» и обвинили в том, что он якобы «член церковно-сектантской контрреволюционной группы из числа преимущественно духовенства и сектантов всех ориентаций»[3]. На допросе пастырь не признал вины и отверг все обвинения в участии в сектантских и контрреволюционных группах, но при этом не отрицал, что участвовал в богослужениях на дому.

Как это часто было в богоборческие годы, никто ни в чем разбираться не стал. Спустя пять дней после ареста, 25 ноября 1937 года, Тройка НКВД по Восточно-Казахстанской области приговорила священника Петра Канардова к высшей мере наказания — расстрелу. 28 января вместе с архиепископом Агапитом (Борзаковским), священником Николаем Щербаковым и псаломщиком Григорием Долиным он был расстрелян в два часа ночи и погребен в безвестной могиле.

Только спустя годы после мученической кончины, 14 апреля 1990 года, Прокуратура Павлодарской области реабилитировала священника Петра Канардова.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в августе 2000 года, был прославлен сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской, в который вошел и священномученик Петр Канардов вместе с расстрелянными священником Николаем Щербаковым и псаломщиком Григорием Долиным. Тем самым мы видим слова Тертуллиана в действии: «Кровь мучеников — семя Церкви».

В храме Вознесения Господня на Гороховом поле, где когда-то начинал свое служение священномученик Петр, на аналое в главном приделе лежит его икона, написанная по карандашному рисунку одного из почивших родственников исповедника — единственное сохранившееся изображение мученика. В церковь ее пожертвовал внук исповедника — Петр Иванович Канардов. Каждый год, 28 ноября, в день памяти мученической кончины святого, совершается праздничное богослужение.

Сегодня неизвестны какие-то эпизоды из жизни святого Петра, но нужно верить, что в будущем, может быть, даже не таком далеком, кто-то сможет найти точные данные и ответить на все вопросы.

Уже прошло сто лет с начала тех ужасных и кровавых событий: всколебалась русская земля, духовно пала и начала гонения на Церковь Христову, в которой многие годы находила утешение и помощь. Сейчас мы имеем огромный Собор новомучеников и исповедников, который до сих пор пополняется. Судьба и принятие мученического венца у каждого свои. Наша задача, всех православных христиан, — не забывать подвиг пастырей, отцов и матерей Церкви и простых мирян, не побоявшихся пострадать за Христа.

PS. Сердечно благодарю настоятеля храма Вознесения Господня на Гороховом поле протоиерея Василия Голованова и старшего алтарника этого прихода Вадима Пугина за помощь в написании статьи.

Дни памяти: 28 ноября (15 ноября по старому стилю), 5 февраля (переходящая; 23 января по старому стилю) — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Алексей Попов

Связаться с администрацией сайта

 

Вы можете отправить нам сообщение, воспользовавшись формой обратной связи. Или напишите письмо администратору сайта на электронный адрес administrator@svjatye-obitel.ru

Ваше имя (обязательно)

Ваш электронный адрес (обязательно)

Сообщение

×
Связаться с администрацией сайта

 

Вы можете отправить нам сообщение, воспользовавшись формой обратной связи. Или напишите письмо администратору сайта на электронный адрес administrator@svjatye-obitel.ru

Ваше имя (обязательно)

Ваш электронный адрес (обязательно)

Сообщение

×